Вы здесь

Система передачи финансовых сообщений (СПФС) в качестве российского аналога SWIFT разрабатывается Банком России с 2014 года. Этот программный комплекс служит для формирования и обработки документов в форматах УФЭБС и МТ. В настоящее время список поддерживаемых типов сообщений насчитывает около 50 наименований (с учетом технических сообщений). Для сравнения, в CyberFT их давно более 100.

В течение 2015 года, в исполнение Письма Банка России от 09.09.2014 г. с рекомендацией проведения тестирования и использования стандарта ED503 (предыдущее название СПФС), по данным Банка России к системе подключилось более 230 российских банков, и их общее количество превысило 300. Оценивая ход процесса, участники рынка занимают противоположные позиции: от «система хорошо себя зарекомендовала», до «банки не заинтересованы использовать вместо удобного сервиса SWIFT отечественный сервис. Их можно перевести на СПФС только в принудительном порядке». (http://izvestia.ru/news/601876)

Одна из причин диаметрально противоположных мнений экспертов – сложность и затратность процедуры подключения участников к СПФС. С организационной точки зрения процесс отлажен: оформление соответствующего договора занимает 2-3 недели. Однако, как показала практика, значительные затруднения вызывает реализация технических регламентов, в особенности, инсталляция Терминала и подключение к банковской сети.

Разработчики СПФС заявляли, что для передачи сообщений можно использовать стандартные механизмы выгрузки из АБС (УФЭБС) http://www.cbr.ru/psystem/files/UFEBS_2016_1_0.pdf, однако на практике для поддержки новых форматов требуется доработка АБС. В среднем, на интеграцию с СПФС компаниям-разработчикам АБС понадобилось около полугода, а некоторые производители, например, «Инверсия» http://inversion.ru, не реализовали поддержку до сих пор. Другие, например, ЦФТ и «Диасофт», для компенсации своих затрат на разработку ввели дополнительные лицензионные платежи за модули, обеспечивающие работу с СПФС. http://catalog.cft.ru/cftbank/SitePages/App.aspx?ID=5833 В частности, цена для продуктов ЦФТ составляет 10 тыс. долларов США для базовой компоненты (http://catalog.cft.ru/cftbank/SitePages/App.aspx?ID=5833) плюс поддержка (30% от этой суммы в год).

Банки, которые обмениваются информацией через СПФС, к сожалению, еще и вынуждены нести значительные временные и материальные затраты в связи с повышенными мерами безопасности. Рекомендации в части обеспечения информационной безопасности СПФС аналогичны тем, что существуют и для платежной системы Банка России. Таким образом, банки должны дополнительно использовать технологические, аппаратно-программные и криптографические средства защиты данных в комплексе и в работе следовать рекомендациям по безопасности не только Банка России, но и МВД РФ. А в случае малейших сомнений в уровне информационной безопасности контрагента, сведения и платежные документы через СПФС вообще не должны направляться. (http://izvestia.ru/news/630251)

Существенные ограничения накладывает юрисдикция Банка России, определенная границами Российской Федерации: подключиться  к СПФС не имеют права  не только зарубежные банки, но и финансовые организации из стран СНГ, обмен сообщениями с которыми у российских банков, по мнению экспертов, составляет более 25% от общего объема информационного взаимодействия.

К причинам, которые значительно ограничивают распространение и популяризацию СПФС, можно также отнести:

  1. Высокую стоимость сообщения, (от 1.5 до 2.5 рублей за сообщение: 0.022-0.036 Евро по курсу ЦБ на 07.12.2016 https://www.cbr.ru/PSystem/files/OD-854.pdf).
  2. Отсутствие возможности отправки массовых реестров в составе одного сообщения.
  3. Наличие продолжительных «технологических окон» в работе СПФС (система недоступна для передачи электронных сообщений с 21:00 до 7:00 по московскому времени, а также в выходные и праздничные дни, подробнее на стр. 11-12 Приказа Банка России №ОД-859 от 21 апреля 2015 г. http://www.cbr.ru/psystem/files/OD-859.PDF).

Опыт клирингового банка CyberPlat® («Киберплат»), банка «Платина», более чем компетентного в сфере транзакционного бизнеса, показал:

  1. СПФС поддерживает ограниченное количество типов финансовых сообщений. Таким образом, говорить о полномасштабности решения пока не приходится.
  2. При подключении к СПФС банкам приходится проходить через сложную процедуру заключения договоров с Банком России и отдельно с каждым участником системы (то есть, общее количество договоров на 100 банков составит (формула для N банков): N*(N-1) / 2, что для 100 банков равно 4 950 договоров).
  3. Требуется интеграция АБС каждого из банков-участников с СПФС, при этом для АБС некоторых разработчиков на рынке нет готовых интеграционных решений. 
  4. Технологические трудности подключения в СПФС приводят к тому, что от подписания договора до проведения первой транзакции может пройти более 1,5 лет.
  5. Провести транзакцию в выходные или праздники, а также в нерабочее время с 21:00 до 7:00, невозможно.
  6. В сети СПФС реализована топология типа «Звезда», и все данные передаются через единый центр. Конфиденциальность сообщений вызывает вопросы, так как они доступны оператору системы.
  7. Технологических материалов по вопросам использования системы часто бывает недостаточно.